Черновик:12-микрорайон, Кировский округ (г. Омск) / Культура

Материал из in.wiki
Перейти к навигации Перейти к поиску

Культура в 12 микрорайоне г. Омска[править код]

История формирования городского казахского населения.

Посёлок Каржас в городе Омске.

Казахи как народ сложились в 15 – 16 вв. Они жили в степях и полупустынях, занимались кочевым скотоводством. Постепенно сформировалась единая бытовая культура, язык. Скотоводство было организованно на основе сезонной смены выпасов и распределении между отдельными родами пастбищных угодий. В районах, благоприятствующих развитию земледелия, то есть по берегам рек и озёр, в предгорьях казахи занимались поливным земледелием. На территорию Среднего Прииртышья группы казахов стали проникать с 18 века, с этого же времени начался процесс присоединения всего Казахстана к Российскому государству, окончательно это произошло в середине 19 века. Сейчас Казахстан – отдельное государство, граничащее с нашей областью. На территории Омской области проживает значительное количество казахов, их поселения сосредоточены в южных районах региона. Традиционно основными видами скота, приспособленные к круглогодичному выпасу были лошади и овцы, но также казахи занимались разведением верблюдов, коров и коз. Скот держали круглый год под открытым небом на подножном корму. При кочевом сезонном скотоводстве пастбища принадлежали отдельным родам, у каждого рода были свои определённые пути перекочевок, места стоянок, колодцы и водопои. Казахи с давних времён выработали сезонную систему выпаса, по которой пастбища были разделены на участки, используемые в разные времена года: «кыстау» - зимние пастбища, «жайлау» - летовки, «коктеу» - весенние пастбища, «кузеу» - осенние пастбища. Земледелие в Казахстане было наиболее развито на юге – на берегах Сырдарьи и Семиречье, оно было поливным. Казахи возделывали пшеницу, просо, ячмень, рис, большое значение имели бахчевые культуры, например арбузы. Основным пахотным орудием являлась соха – «жерагаш». Жали урожай при помощи серпов («орак», традиционный казахский серп имел гладкое лезвие и по форме напоминал косу, только меньших размеров). Охота у казахов издавна являлась подспорьем, но большинство населения занимались ей от случая к случаю, у богатых баев охота была забавой. Рыболовством занимались только бедняки.

История формирования городского казахского населения Западной Сибири. Посёлок Каржас в городе Омске.

Город Омск вырос из крепости, построенной в 1716 г. с разрешения тобольского генерал-губернатора Гагарина для укрепления "южной Сибири кочующими ордами киргиз".

После падения джунгар скреплявшийся единой опасностью союз казахских родов распался. В степи начались беспорядки, вызванные междоусобицей и барантами между родами, которые продолжались и в 19 в. В отношении Министру Полиции от 9 марта 1812 г. генерал-лейтенант Глазенап пишет: «...Средней орды Хан, Солтаны прочие, как ослаблены во власти своей над киргизцами, что оне в собственных своих раздорах и тяжбах ищут покровительства у линейного начальства, приезжая из отдаленнейших мест на линию, еде как бы незатруднительна тяжба и искателей быва по давнему времени претензии или другим причинам...». В этой связи И. Я. Словцов отмечает, что «военные силы, выставленные против киргиз, в течение почти ста лет оставались совершенно праздными. За это время не было ни одного происшествия, которое могло бы походить на действие, даже оборонительное. Экспедиции из небольших казачьих отрядов, посылаемых в степь, всегда имели внутренний разбор между киргизами, по случаю баранты или прикрытия торговых караванов».

Основное население крепости составляли военные: офицеры, солдаты и казаки. В предместьях жили торговцы, ремесленники, крестьяне, разночинцы и др. Формирование гражданского населения было вызвано как административными мерами, так и вольным переселением. В середине 18 в. среди жителей крепости появились и первые казахи. А.Ф. Палашенков пишет: «На планах Омска второй половины 18 в. нынешний остров именовался «Островом пленников». В 18 в. он являлся главным торжищем пленников», которых привозили сюда, воевавшие друг с другом калмыки и казахи. Торговля пленными калмыкского и казахского происхождения шла во всех таможенных местах Сибирской линии. Право покупки пленных было сначала только купцам с тем, чтобы они вывозили их в Россию, потом оно было предоставлено сибирским офицерам, но не воеводам и должностным лицам, которые были лишены такой возможности. Из-за роста числа пленников Сибирский губернатор Мятлев в 1756г. исходатайствовал у правительства разрешения выменивать пленников купцам и юрточным бухарцам с последующим обращением их и христианство или перепродажей христианам. П.А. Словцов пишет, что «тогда дворни чиновных лиц, купцов и посадских наполнились масками, то калмыкскими, то киргизскими». В 1762 г. на левом берегу Иртыша, против устья Оми был построен Маякский редут, который также называли Елизаветинской защитой. В конце августа или начале сентября возле редута устраивали торг, на который съезжались кочевники, караваны на верблюдах из Бухары и Коканда, местные торговцы. Шведский врач и естествоиспытатель И.И. Фальк, проезжавший в 1771 — 1772 гг. через Омск, Тару и Тобольск, в своих записях отмечал: "Оный построен для прикрытия менового торга, производимого купцами с киргизцами Средней Орды... Коль скоро летом киргизцы приедут для торга, то на башне редута бьют в барабан, и тогда приехавшие из Омска купцы съезжаются для торга. В 1808 г. покупка казахских детей была разрешена лицам свободного состояния с условием отпускать их на волю по достижении ими 25-летнего возраста. Указом от 8 октября 1825 г. были запрещены все торговые сделки с пленными "азиятцами". Однако, учитывая недостаток женского пола, в Западной Сибири, разрешалось выменивать у кочевников детей женского пола. Со второй половины 18 в. и в последующие годы в формировании казахского населения Омской крепости сыграло большое значение введение десятиверстной линии. И. А. Словцов отмечает, что «генерал-поручик Шпрингер, с 1763 по 1771г. поставивший линию Сибирскую в почтение, как устройевом ея, так и неослабным наблюдением, строго предписал не допускать кочевьев Средней Орды ни в какое время к наше границе ближе доверенного расстояния». Непослушные из киргизов усмирялись военною рукой, наказывались телесно, и граница наслаждалась спокойствием и безопасностью». Лишившиеся своих лучших пастбищ и лугов, обнищавшие казахи, кочевавшие на территориях, прилегавших к Омской крепости, нанимались в работники к жителям предместий или принимали православие с зачислением в казачье, крестьянское или мещанское сословия. В показаниях киргиза Чунгалаева, 15 лет от роду, по крещению от 10 мая 1796 г. написано, что его отец, киргиз Чунчалы Баянчанов, находящийся с кочевьем своим против форпоста, через упадок рогатого скота и лошадей обеднел. Ему пришлось добывать пропитание, работая по найму. Узнав, что киргиз принимают в российское подданство, он решил принять греческое вероисповедание с определением в казаки. И.Я. Словцов пишет: «Наконец по посадам и редутам распределялись между поселенцами выбегающие киргиз-кайсаки, калмыки и башкиры. Такие лица, прежде всего, отсылались в Омск для допросов и, затем уже, водворялись по линии. Нередко выбегавшие принимали крещение и получали льготы в несении повинностей, а затем облагались ясаком и назывались ясачные. Плата подушных денег шла в Омскую комендантскую.

ImgB.jpg

Постройка укреплений на Иртышской, Горькой, Бийской казачьих линиях и перемещение казачьих поселений в глубь казахских степей вызвала необходимость пополнения численного состава Сибирского казачьего войска, проводившееся также из числа казахов и татар. Г.И. Успеньев отмечает казахов как одну из самых крупных тюркоязычных групп в составе войска. Однако, исходя из анализа формулярных списков казаков, он считает, что официальная статистика сильно занижала их численность. Так, из 3 460 человек, значившихся в формулярных списках за 1831 г., у 61 человека в графе «из какого сословия» написано «из новокрещенных киргиз», что составляет примерно 2% от общего числа казахов. В этих же списках указаны имена детей крещеных казахов, находящихся на службе. У этих детей в графе о сословии стоит одинаковая со всеми запись «из казачьих детей». Следовательно, считает Г.И. Успеньев, количество казахов в составе Сибирского казачьего войска надо увеличить, по меньшей мере вдвое. Он же отмечает, что «принятие христианства, русских фамилий и имен, женитьба на русских женщинах, жизнь среди русского населения... приводили к тому, что казахи в составе Сибирского казачьего войска теряли национальную специфику культуры и быта, постепенно сдавались с русским казачьим населением. Вот почему уже к концу XIX в. их почти и не числилось в войске». Принявшие православную веру меняли имя и национальную принадлежность и как киргизы уже не числились. Согласно данным метрических книг, с 1796 по 1857 г, в Воскресенской и Ильинской церквях Омска приняли крещение 48 киргиз - кайсаков Возраст крещеных казахов варьируется от 8 до 45 лет. С 1805 по 1862г в Воскресенском соборе, Пророко- Ильинской , Ильинской и войсковой Николаевской церквях приняли крещение 133 казаха. Всего за этот период в церквях Омска приняли крещение 181 казах. В ведомости о населении в Акмолинской области в г. Омске и станице Омской в 1892 г. значится 316 казахов, из которых 166 мужчин и 150 женщин, в 1893г. – 353 казаха, из них 198 мужского пола и 155 женского. В этот год в Омске обучалось на счет киргизских обществ 44 мальчика, в т.ч.: в учительской семинарии – 1, в казачьих школах – 5, в приходском и начальном училищах – 18, в мужской гимназии – 6, в Сибирском фельдшерской школе - 9 и в ветеренарно-фельдшерской школе -2. В пансионе для русских и киргизских мальчиков обучалось в 1893 г 19 учащихся. С 1888 по 1893 г. в Омске издавалось еженедельно особое прибавление к Акмолинским областными ведомостям «Киргизская стенная газета». С 1894 г. еженедельник "Киргизская степная газета" становятся особым приложением к Акмолинским и Семипалатинским областным ведомостям, часть текста которого печатается на казахском языке. В марте 1912 г. вышел последний номер газеты.

Icon.jpg

По занятости казахское население г. Омска по переписи 1897 г. распределилось следующим образом: 31,9% занимались животноводством, 14,5% работали прислугой у частных лиц и на поденной работе, 7,7% занимались извозным промыслом, 5,2% торговали живым скотом, 4,8% жили на средства от казны, общественных учреждений и частных лиц, 4,4% занимались земледелием, 4,4% торговали продуктами сельского хозяйства, по 2% приходится на долю тех, кто работал в сфере медицины и торговли тканями и предметами одежды, 1,8% составляли мусульманские священнослужители, 1,8% составляли лица неопределенных состоянии, по 1,6% приходится на долю тех кто снимался изготовлением одежды и торговлей кожами и мехами, 1,4% работали в сфере лесоводства и лесных промыслов, 1,2% занимались учебной и воспитательной деятельностью, 1% занимались обработкой продуктов животноводства, по 0,8% приходится на тех, кто занимался ремонтными и строительными работами и работал в полиграфическом производстве, 0,6% занимались обработкой дерева, 0,4% работали в сфере связи.

Поселок Каржас.

В пяти километрах от г. Омска на левом берегу Иртыша в Омской станице располагался аул Каржас. Сергей Залыгин писал в предисловии книги Л. Мартынова «Поэтическая история Сибири»: «До войны, ещё в 30-х гг., там, где нынче возвышаются корпуса Кировского района г. Омска, простиралась степь, в степи, вблизи небольшого озерца, потягивались старые ветлы, а под ветлами стояли юрты казахского аула Каржас. Казахи водили здесь кобылиц и продавали кумыс. Через Иртыш эти ветлы и этот аул были видны из самого центра Омска». Известный советский поэт Леонид Мартынов в своих воспоминаниях пишет, что, по рассказам стариков, аул «якобы ровесник городу или во всяком случае возник в те годы, когда в Омске были только крепость и тюрьма. Жители Каржаса, казахская беднота, принимали участие во всех почти больших строительствах в Омске и поблизости от города, участвовали в постройке Великого Сибирского железнодорожного пути, работали на постройке магазинов купцов Ганьшина и Шаниной и т.д.». В 1913г. в ауле было 45 дворов с числом жителей 237 чел. В книге Бориса Гвоздева « Ключи от прошлого «приводится такая легенда о том, как появился этот поселок на карте нашего города : Стойбище для роженицы Казахский род Кожа в далеком прошлом чаще всего кочевал в местах, где ныне находится город Чимкент. Этот род заставили переселиться в Среднее Прииртышье джунгары, охочие до чужого добра и быстрые на расправу. Однажды летом названный род остановился напротив Омской крепости. Сделать это пришлось по необходимости. Одной из жен главы того рода, столетнего бая, пришло время рожать. Она, шестнадцатилетняя, благополучно разрешилась мальчиком. Первые недели после этого события казахи Омского Прииртышья горячо обсуждали его. Притом то и дело произносили слова «старый» и «молодая». По-казахски они звучат - "кар" и "жас". Из этих двух слов образовалось одно - Каржас. Так появилось название стойбища, где родился младенец, родители которого столь разнились по возрасту.

Стойбище Каржас возникло приблизительно в середине восемнадцатого века. Оно было временным, возобновлялось не каждое лето. Селение на его месте, получившее то же название, образовалось в начале нынешнего, двадцатого столетия. Теперь оно - часть левобережного Омска. Конечно, заметно видоизменилось. Но некоторые дома, построенные еще в 19 веке сохранились, в этом поселке до наших дней. Так, например, до сих пор в поселке стоит саманный дом с печью – казандык. Дом построен в 1922 году. Длина дома 9 м. ,а ширина 6 м. , высота потолка 2,8 м. Он состоит из гостиной- тор , двух спален и кухни -ауыз уй . Однако такие дома встречаются крайне редко в городских условиях.

Традиции и обряды прошлого, сохранившиеся и в сегодняшней жизни посёлка. Для сохранения и продолжения национальных традиций многие жители посёлка посещают казахский национальный центр культуры.