Азово, село(Азовский район, Омская область)/история

Материал из in.wiki
Перейти к навигации Перейти к поиску

Дата и история основания[править | править код]

с. Азово Азовского немецкого национального муниципального района Омской области

Работу подготовила Дарья Васильева


Где-то среди равнин, среди березовых колков, где-то маленькой точкой на карте живет и здравствует село. Таких сел сотни тысяч по России, но каждое имеет свою историю, свою родословную. И этим уже хорошо мое село.

Село, название которого начинается на букву «А». Давно уже известно, что существует связь между восприятием звука и цвета.

А - это синий цвет.

А - это радостный звук.

А - это широта, даль, размах.

Известный поэт К.Бальмонт называл слово «волшебным чудом в человеческой жизни». Он говорил, что слово - это звуковое изваяние, способное отдельными своими элементами передать ощущение душевного состояния. Произнесите слово Азово - и вы почувствуете, что звук этот не случаен, а преисполнен глубочайшим смыслом и образностью.

Основано село в 1909 году на переселенческом участке №120, выделенном в 1908 г при урочище Токултай. Здесь хочется сразу оговориться о датировке возникновения села. Расхождения между официальными источниками и свидетельствами старожилов составляют десятки лет. В заселении села приняли участие выходцы из низовий Дона. Название «Токултай» за поселком не закрепилось. Очевидно, новоселы предпочли присвоить нынешнее название села. Наверное, в память о местах своего прошлого обитания. Так , несколько семей азовчан, например Кваша, Кириченко, Колдины, происходили из Воинско –Донской области, из-под г Азова .Основную часть населения в Азово составляли переселенцы из малороссийских (украинских) губерний :Харьковской(Величко, Печерица),Екатеринославской (Дробные ,Манзенко) и т.д.

Но до них здесь жили казахи(киргизы). Их предки прибыли на территорию нынешнего Азовского района с Баянаульских гор и из Акмолинского уезда примерно в 1830-1850 годах (Материалы экспедиции Ф.Щербины1901г.по обследованию казахских скотоводческих хозяйств). Первые азовские поселенцы облюбовали местечко южнее казахского становища среди берез и нетронутых ягодников. Скорее всего, были выходцы из групп украинских переселенцев 90 годов девятнадцатого века как бы транзитом через Одесское, Павлоградку, Полтавку попавшие на землю Токултая.

Селились без особого разрешения, но не беспорядочно. Улицы расположены в направлении с юго—юго-запада на северо-северо-восток, а дома так, чтобы с утра солнышко заглядывало на одну сторону дома, а на закат можно было любоваться из противоположного окна. Строили чаще всего пластовые землянки: в земле примерно на один метр в глубину выкапывалась прямоугольная яма по размерам дома( 5 на 7 м), стены достраивались из пластов дерна. Его нарезали специальным инструментом-пласторезом, изготовленным из большого крепкого сучка дерева. На сучок насаживалась штыковая лопата. Пласт нарезался размером 60 на 60 см

Файл:Azgimp1.jpg
Немцы-переселенцы (1890-е гг)

Первые избы – дерновки не сохранились до наших дней. Впрочем, дерновая землянка предназначалась для временного проживания – пока не построится основной дом из дерева или самана. Дерево для строительства домов было в основном привозным, наш лес для этого не годился.

Файл:Azgimp21.jpg
Зимовка состоятельного казаха вблизи Омска (двор, надворные постройки, дом

Убранство дома не отличалось разнообразием: деревянный стол, скамьи, сундуки, на кроватях соломенный тюфяк, на полу - половики из рядна – самотканого грубого полотна, а порой войлочная киргизская кошма. В деревянном диване под сиденьем был тайничок, там хранились документы. В каждом доме была детская люлька (колыска ). В красном углу висела икона святого покровителя, обыкновенно Николая Угодника.

Хозяйства самые первые переселенцы не имели.на государственную поддержку на «на домообзаводство» не рассчитывали, поскольку селились самовольно. Азовчане быстро сдружились с казахами, делились с ними овощами, картофелем, луком, а те в свою очередь. помогали рабочим скотом. Жили между собой дружно. Азово минула участь тех поселений, где десятилетиями велась тяжба между властями и местными казахами, жалующимися на то, что у них отобрали покосы и пастбища для переселенцев.

К середине лета 1917 года в поселке проживало уже 578 человек коренного населения 91 человек неприписного населения, главным образом беженцев. С установлением советской власти неприписное население частично обосновалось в Азово, но большая часть выбыла за его пределы. Перепись 1920 г. выявила наличие 92 дворов и 631 жителя. В жизни Азово будет и кооперация, и закладка основ местной промышленности. Не пройдет мимо военное лихолетье: размещение эвакуированных, карточный паек и безжалостные похоронки, которые не минули азовчан.

Российские немцы составляли значительный процент населения, нельзя не остановиться на самом черном периоде в 240- летней истории этого народа, пришедшемся на годы войны. Несмотря на отсутствие прямых доказательств ,28 августа 1941г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, по которому немцы Поволжья огульно обвинялись в пособничестве врагу и на этом основании подлежали высылке в Сибирь и Казахстан. Под различными предлогами российские немцы не призывались в действующую армию, а кто был призван ранее ,изымался из войск. Вслед за депортацией в 1942 году грянуло новое испытание-трудовая армия. О тяжелом положении мобилизованных говорит уже тот факт, что нормы продовольственного и промтоварного снабжения устанавливалось по нормам ГУЛАГа. Все это сопровождалось зоной, по периметру которой была колючая проволока, охрана, скрытые посты. Но, несмотря на нечеловеческие условия содержания, немцы в трудармии оставались гражданами Советской страны, старались также своим трудом приблизить общую победу в Великой Отечественной войне. В трудармию не забирали женщин, у которых дети были младше 3 лет. Женщины, у которых дети были старше трёх лет, должны были оставлять на родственников, либо сдавать в специальные детские дома. Содержались эти дома по остаточному принципу: обеспечение продуктами и одеждой было очень плохим, высокими были среди детей заболеваемость и смертность. Естественно, что многие матери, зная о положении своих детей, решались на побег. Разве подобная практика, когда заведомо отрывают детей от матери, обрекая их на смерть-это, не геноцид ли со стороны государства? И в нынешнее время, когда государство как- то пытается реабилитироваться перед теми людьми, родители которых пережили весь этот ужас, давая им льготу в 50 процентов на коммунальные услуги - не мало ли? Пролетят и первые годы послевоенного десятилетия: село оживёт и окрепнет. За свою столетнюю историю Азово несколько раз меняло административный статус. Впервые Азово становится районным центром в 1924 году. Через 5 лет его упразднят. В1935 году Азово снова становится центром, но в 1963 году он вновь упраздняется. И, наконец, в 1992 году Азово в третий раз становится райцентром, на этот раз немецкого национального района.

Всё это не прошло бесследно. Многочисленные реорганизации, укрупнения, расформирование нанесли большой ущерб не только в экономике района (сокращение, ликвидация организаций) но и в истории села.

Краеведческий материал страдает недостатком фактов, нет ссылок на источник конкретных очевидцев, а это снижает фактологическую значимость. Само описание существует лишь фрагментарно. Следовать только газетным публикациям – неразумно. Идеология тех лет не даёт нам оценить всё происходящее объективно. Но желание воссоздать историю моего села, полистать публикации, воспоминания сторожил, и заставили меня взяться за эту работу.

Что же сегодня представляет собой село Азово в Азовском немецком национальном муниципальном районе? Это значительная социально-экономическая инфраструктура: почти весь районный центр имеет дороги с твердым покрытием, проводится и реконструируется водопроводная сеть, ведутся электролинии на новостройки. В январе 2009года произошло радостное событие: были сданы в эксплуатацию два дома по 18 квартир в каждом. Я, полагаю, что только в нашем районе такая массовая застройка индивидуального жилищного строительства. Земельные участки пользуются очень большим спросом. Только за период 2008 года было подано 264 заявлений на ведение личного подсобного хозяйства. Надо полагать, что этот показатель говорит о многом. В районе осуществляется ряд национальных программ и проектов.

Сам район-район аграрный. Основу его экономики составляет, прежде всего, сельское хозяйство. Когда-то район занимал последние места по области в аграрной сфере. За прошедшие десятилетия картина резко изменилась. Азовчане стали признанными лидерами по урожайности и культуре земледелия.

Заметных успехов можно увидеть в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. Мои сверстники участвуют в различных олимпиадах, конкурсах, являются призерами и лауреатами всевозможных районных и областных мероприятий. С 1992 года существует в районе ДЮКФП (Детско-юношеский клуб физической подготовки), имея лучшие показатели не только в области, но и за ее пределами.

Также в 1992 году был образован Центр детского творчества. Об их делах известно многим: районные и областные семинары, поездки детей Тобольск, велопробеги по области, поездки по Иртышу и многое другое. Проводится детский фестиваль немецкой культуры «Nachtigall»,на который прибывают гости из других краев и областей Сибири. Большой популярностью у подростков пользуется проводимый на берегу Иртыша палаточный лагерь «Зурбаган»Традиционными стали и областной фестиваль немецкой культуры «Феникс», и «Рождественская звезда».Большого признания добился режиссер Алексей Штаер, выпускник Алтайского института культуры, прошедший стажировку в драматическом театре им.Горького в Берлине. На его счету много замечательных постановок. Отдельно можно выделить и детскую музыкальную школу, учащиеся которой никогда без призовых мест из области не возвращались.

Всем этим можно гордиться, учитывая то, что я только коснулась поставленного вопроса. Но не было бы этих достижений и заслуг, если бы не те люди, которые живут и делают историю своего края. Но это будет следующая моя работа.

Хочу представить фотографии моего села, которые отражают сегодняшний день .Это строительные площадки и благоустройство села, это архитектурные решения частных домов и их озеленении.

"Национальные блюда" (переселенцев)[править | править код]

Работу подготовила Анжелика Щеколдина

В Сибири живет очень большое количество людей различных национальностей: русские, казахи, татары, украинцы, немцы и т.д. Мы с вами проживаем в немецком национальном районе, кроме этого наше село Азово было основано немцами, сосланными из Поволжья. И в родословной каждой семьи проживающей в нашем селе есть немецкие корни, поэтому я подготовила материал о традиционных немецких блюдах, которые характерны именно для нашего региона и села в частности. На кулинарном искусстве российских немцев сказалось и оставило глубочайший след искусство предков — жителей Германии. Примером тому является употребление кофе. С середины XVIII века он становится одной из особенностей немецкой национальной кухни и получает широкое распространение. Само собой разумеется, что речь идет о настоящем кофе из зерен. Абсолютному большинству переселенцев-немцев этот натуральный напиток был не по карману. Но простому немцу все-таки всегда хотелось кофейку. И выход был найден: вместо дорогих зерен российские немцы стали употреблять для его приготовления обжаренные зерна пшеницы, ржи и ячменя. Этот кофе получил название «Припс» (Рпрз).

Можно обнаружить и другие различия в кухне российских немцев, простых переселенцев и колонистов — выходцев из господствующих классов. Разумеется, что методы и приемы приготовления пищи у различных слоев переселенцев, их кухонное оборудование и утварь существенно отличались. Очень долго методы и приемы «господ» оставались недоступными народной кухне, которая, таким образом, отрывалась от более «передовой», «прогрессивной» для своего времени технологии и тем самым становилась в положение «отсталой» и «неразвитой».

В последние 50 лет на рецепты российских немцев оказывала возрастающее влияние кулинария народов, где они проживали. Запрет и репрессии, которым было подвергнуто все немецкое, не обошли и кухню. В результате многие блюда, лишенные своего национального колорита, подгоняются под условности и начинают служить не столько «желудку», сколько «глазу», и, наконец, тоже уходят в модные изыски, утрачивая национальную пикантность и определенность.

Поварское искусство российских немцев, как и любого другого народа, базируется на усвоении добытого в прошлом опыта. Конечно, кулинарное искусство российских немцев складывалось под воздействием среды, куда они переселялись. Вместе с тем оно базировалось на национальной кухне тех германских земель, откуда в Россию приезжали колонисты.

Ничто не дает возможности так близко соприкоснуться с материальной культурой народа, как национальный стол. Разобраться в его особенностях — еда ли не самый лучший и короткий путь понимания нации. В рождественский день все немцы ели сладкий суп из фруктов. К нему подавали хворост, клецки, оладьи, пышки, вафли. На второй день подавалась жареная птица, мясной суп с галушками, молочная пшенная каша. У немцев кроме рождества есть еще один большой праздник - это Пасха. В Пасхальное воскресение, на первое подавали куриный суп с лапшой, а на второе — гуся, чаще жареную курицу с начинкой или целым жареным картофелем. Лапшу готовили и молочную, и просто отваренную — с маслом и поверх усыпанную крошками жареного хлеба. Очень часто и сегодня, особенно когда в воскресение собираются гости или дети с семьями, готовят куриный суп-лапшу, жареную курицу с отварным, а потом поджаренным картофелем. Особое внимание уделялось лапше. Тесто раскатывали на тончайшие круги и раскладывали на всех кроватях на высокие подушки. После того, как круги подсушились (пересушивать нельзя было), их скатывали в своеобразную колбасу и очень мелко нарезали. Затем лапшу раскладывали, теперь уже на стол — для дальнейшей сушки. Так она лежала на столе до опускания в бульон. Приготовленные излишки хранились в мешочках и могли быть использованы в любое время. Иногда лапшу специально готовили впрок. Курицу и картофель подавали с жареным луком. На сладкое обычно подавали пироги , булочки, печенную тыкву, кребль и т.д. Давайте сейчас познакомимся и проанализируем состав блюд, обозначим основной набор продуктов входящих в их состав. Вот ряд продуктов наиболее часто встречаемых в блюдах немецкой кухни: • Мука; • Яйцо; • Квашеная капуста; • Мясо (свинина); • Картофель; • Молоко и молочные продукты.


Как видите, все эти блюда очень просты и доступны, они в основном готовятся из продуктов, которые имеются в запасах любой хозяйки, и если даже что-то придется купить - это не дорогостоящие продукты. Вот некоторые блюда национальной немецкой кухни:


1. Тунг при. Состав: 2 ст. ложки муки, 250-300 грамм пахты или кислого молока, 50 грамм сметаны, зеленый лук, соль по вкусу, картофель. Муку обжарить на жиру до светло-коричневого цвета, добавить пахту или кислое молоко, вливая тоненькой струйкой постоянно помешивая, затем добавить соль, сметану и зеленый лук. Картофель отварить и полить полученной подливкой (тунг при).

2. Крипна. Состав: картофель-1 кг.-1,5 кг., яйцо - 2 шт., мука -1,5-2 стакана, мясо (свинина для фарша)- 300 -400 гр., капуста квашенная -200гр., соль, перец, чеснок, лук. Из мяса приготовить фарш, добавляя соль, перец, чеснок, капусту потушить с небольшим количеством лука (для любителей можно обжарить). Картофель натереть на мелкой терке, слегка отжать, перемешать, добавляя специи, яйцо, муку. Из картофеля формировать лепешку и вовнутрь укладывать начинку из мяса или капусты, затепливая картофельную лепешку сформировать овальный «пирожок», затем крипна отварить в подсоленной воде и обжарить до золотистой корочки.


3.Свиные ножки с кислой капустой и горошком. Состав: 4 свиные ножки; 375 гр. горошка; 1 кг. кислой капусты; 1 луковица; 1 лавровый лист; соль. Горох перебрать, промыть в холодной воде, отварить до мягкости в подсоленной воде. Свиные ножки отварить в небольшом количестве воды с луком, лавровым листом. Затем добавить капусту, сверху положить свиные ножки, и варить все 30-40 минут. Горох протереть через сито, выложить на блюдо вместе с капустой и свиными ножками. К этому блюду подать отварной картофель и обязательно горчицу.

4. Шницсуп Состав:0,5 кг. сухофруктов; 5 л.воды; сахар по вкусу; 0,5 булки белого свежего хлеба;200 гр. масла. Из сухофруктов, воды и сахара сварить компот до полуготовности, добавить галушки и доварить (пока сварятся галушки). Галушки: взять хлеб, срезать с него корочку, а мякоть смешать с маслом, получиться однородная масса, из неё сформировать галушки. Суп подают холодным со сметаной.

Литература и другие источники информации[править | править код]